Съёмка на ч/б плёнку - зачем и как я это делаю

Плёнка, купленная мной сегодня
Наверное, сочинение на тему "Почему я до сих пор снимаю на плёнку" у каждого получится своё. Хотя в тех историях, которые я читал, много общего (и в смысле - похожего, объединяющего, и в смысле "общего места" - недодуманного, не подробного). Не знаю, получится ли что-то качественно другое у меня, но сегодня мне хочется говорить именно об этом.  Потому что я вышел из захламлённого пропахшего реактивами подвала с очередной плёнкой, купленной взамен отснятой, и в который раз задумался, зачем я трачу на это деньги и придумываю себе проблемы.

Я понял, что мотивация касательно съёмок на цветную плёнку и на ч/б существенно разнится. Главный бонус цветных плёнок - волшебные цвета, которые получаются без всякой обработки и цветокоррекции. С ч/б плёнками всё не так очевидно. Поэтому речь сейчас именно о них.
Плёнка: Kodak TMax 100

Моя новейшая (имею в виду ту, которая началась после возвращения от цифры) история съёмок на ч/б плёнку стартовала сложно. Мне очень нравился процесс, но совершенно не устраивал результат. Я получал из лаборатории после сканирования негатива нечто в молочно-белой дымке и градациях светло-серого. И это нечто было абсолютно не похоже на контрастные, с глубокими чёрными провалами фотографии моих кумиров - великих стариков из "Магнума": Картье-Брессона, Вернера Бишофа, Юджина Смита, Йозефа Куделки и далее по всем пунктам списка. И я не мог понять, что не так. То ли плёнки стали другими, то ли я что-то делал неправильно, то ли нас всю жизнь обманывали и вручную раскрашивали фотографии чёрной тушью.

Всё это так меня достало, что я решил не покупать больше ч/б плёнок. В цвете на плёнку всё получалось превосходно. А ч/б я могу снимать цифрой, получая на выходе такую картинку, какую мне хочется.

Всё началось в Копенгагене...

Но случилось так, что в моей голове сложились какие-то обрывки информации. И сложились незадолго до того, как  у меня умерла цифровая зеркалка. Произошло это в первый мой день в Копенгагене. Для съёмок осталась только плёночная камера с тремя плёнками, одна из которых была ч/б. К тому же, дело было в феврале, а главная проблема плёнки - это её светочувствительность, выше которой не прыгнешь. Это не профессиональная цифровая камера, в которой ISO у меня стоит на автомате и для которой февральские ранние сумерки - детский лепет на лужайке.

Копенгаген. Плёнка: Ilford HP5+ ISO 400 pushed to 800 
В Копенгагене я решил "пропушить" имеющуюся в наличии прекрасную английскую плёнку Ilford HP5+. Вы можете погуглить этот термин и изучить способ во всех подробностях. Но суть его вкратце очень проста. Вы вставляете плёнку в камеру и принудительно устанавливаете бОльшую светочувствительность, чем по номиналу. Так плёнка, которая была у меня с собой, имела светочувствительность ISO 400. Я же в настройках камеры установил ISO 800. Таким образом, экспонометр камеры каждый раз "ошибался" и снимал кадры с недодержкой - то есть, грубо говоря, темнее, чем нужно. Преимущество такого решения для меня в процессе съёмки было в том, что в тёмные зимние дни я имел возможность снимать на ISO 800, а не 400.

Плёнка: Fomapan 200 pushed to 400
Далее, вернувшись из поездки, я сдал плёнку в проявку, предупредив, что снимал её, как 800-ку. Когда я получил сканы, счастью моему не было предела! Я увидел чёрно-белую контрастную картинку с глубоким настоящим чёрным, о которой всегда мечтал.

С тех пор моя совместная жизнь с ч/б плёнкой пошла совсем иначе - вопрос "как" исчез. Остался вопрос "зачем". Однако прежде, чем перейти к нему, нужно обязательно привести здесь маленький дисклеймер.

"Пушить" или не "пушить"...

Теперь я знаю, что даёт картинке "пуш-процесс", но также знаю, что он у картинки отнимает. Как и при любой компьютерной обработке, повышающей контраст изображения, при "пуш-процессе" съедается динамический диапазон изображения. Тончайшие полутоновые переходы исчезают. Картинка становится проще.

Однако, зная это, появляется возможность более сознательно подходить к созданию изображений, чётко понимая, в каких случаях вам хочется более жёсткую картинку, в каких - более мягкую и детальную. Вот пример портретов одного и того же человека, снятых с "пуш-процессом" и без него:

Плёнка: Ilford FP4+ ISO 125 pushed to 400

Плёнка: Kodak TMax 100
Для меня в обоих картинках есть свои плюсы, но теперь, зная каким будет результат, я могу сознательно подходить к выбору плёнки и способа съёмки.

Коротко без лишних подробностей о плёнках:
1. Для "пуш-процесса" я рекомендую: Ilford HP5+, Ilford FP4+, Kodak TriX 400, чешские плёнки Fomapan.
2. Для мягкой картинки с нюансами: Kodak TMax (100 или 400), Ilford Delta (100 или 400).

Плёнка Fomapan 200 pushed to 400
И ещё одно. Важно понимать, что одним из ключевых аспектов ч/б фотографии является ручная оптическая печать с негатива. Она тоже позволяет существенно регулировать контрастность изображения. Но этой темы я сейчас вообще не касаюсь. Что такое настоящая фотография - цифровая картинка или оптический отпечаток на фотобумаге - тема отдельной диссертации. Всё изложенное выше справедливо в том случае, если вы, как и я, будете, прежде всего, сканировать негативы и использовать изображения именно в таком виде.

Зачем все эти проблемы...

Я хотел написать именно об этом, а в итоге до этого места вряд ли доберутся многие. 

Люди рациональные давно установили, что снимать на плёнку не имеет смысла. С точки зрения рациональных свойств результата. Но творчество по сути своей иррационально. Поэтому я буду черпать причины оттуда.

Плёнка: Kodak TMax 100
Творчество - это концентрация. Когда я беру в руки плёночную камеру, концентрация возрастает по экспоненте. Я начинаю "вслушиваться" в эту чёрную коробку, думать за неё. Я отдалён от результата - увижу его существенно позже - и не смогу ничего скорректировать в нем. Поэтому я думаю, чувствую, вживаюсь в ситуацию. Место цифрового экранчика сзади занимает огромная реальность - с её энергетическими потоками, вихрями. Реальность, которую нужно отразить маленьким прямоугольным зеркальцем кадра. 

Я тщательнее выбираю ракурс. Я решил для себя, что на плёнку буду снимать либо ситуации, которые могу контролировать - т.е. постановку - либо неслучайные события - т.е. всевозможные шоу. Но всё, к чему ты пришел в свете и композиции, сейчас максимально "на вооружении". Более внимательно ждёшь этого внутреннего удара под дых - решающего брессоновского момента, когда только и стоит нажимать на кнопку. Минимум компромиссов. Это и хорошо, и плохо, но результат даёт другой.

Плёнка: Ilford HP5+ pushed to 800
Ты ещё не видел даже намёка не результат. Съёмка не закрепилась в образах, а осталась непрерывным энергетическим взаимодействием между тобой и моделью или тобой и реальностью. Из визуального она перешла в ощущения. Потом и вовсе стёрлась. И тут появляются изображения - и это, как и сама съёмка, новая спонтанность, новое событие - их у тебя два вместо одного.

Никогда не знаешь точно, как эмульсия сформирует изображение. "Тайна эмульсии непостижима," - писал Василий Павлович Аксёнов. У тебя появляется соавтор. Некая непреодолимая сила подправляет (божественной?) кистью твой замысел. Сводит его на нет или возводит в степень.
Плёнка: Fomapan 200 pushed to 400

Ради этой степени. Ради всей этой совокупности концентрации, погружения, ощущений, ожиданий и иногда чудес я и снимаю на чёрно-белую плёнку.

Спасибо за внимание и соучастие! Вопросы можно задавать в комментах. И дарите плёнку на любой праздник, с которым хотите поздравить.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

The Dreamer - нова зйомка