Выставка Бориса Михайлова и Харьковской школы фотографии в "Пинчук Арт Центре"

Фото Бориса Михайлова
Если вы ещё не заметили, что в районе Бессарабки в пространстве образовалась воронка размером с "Пинчук Арт Центр", затягивающая прямо в ад, значит вы не были на выставке Бориса Михайлова. Анатомический театр, где совок вначале препарируют, а потом выбрасывают останки на свет, и они разлагаются перестроечными временами.

Смотреть на это очень страшно. На фотографиях какая-то иная жуткая постапокалиптическая планета. И в то же время - набор нутряных страхов, экзистенциального ужаса, который извлекли лично из тебя. Казалось, что давно уже живёшь в относительно прилизанном мире. И тут вдруг с отрезвляющей ясностью осознаёшь, что чудовище, которого выпустил из мрака Михайлов, - это ты и есть. Никуда этот внутренний ужас из тебя не делся.

Пространство, в которое погружает Михайлов, - оно абсолютно не имеет выхода, не заканчивается, не умещается ни в какие временные рамки. Нет, не 70 отрезанных лет, которые прошли и всё вдруг стало хорошо. Вечные муки. Вечное проклятие. Бесконечный монотонный звук, разрывающий твой череп изнутри и не затихающий ни днём ни ночью.

Это высказывание такой мощности, что в тебе глохнет всё, что ты чувствовал помимо этого. Работ ОЧЕНЬ много. Почти каждая или не "почти" вызывает внутри бурю. За один раз невозможно это всё посмотреть и прочувствовать - можно сойти с ума. И за два раза вряд ли получится.

Это и приговор совку, и очевидное доказательство, что никуда он не делся и не ушёл, и всё, что есть сейчас - продукты его гниения. Это ужас бесконечных маршей в никуда, бесконечного страха, полуразрушенных промзон и крошащегося, как гнилые зубы, сознания. В этом пространстве невозможна никакая самоидентификация - кем бы ты себя ни попробовал назвать, всё равно ты часть страха других людей, так же как они - часть твоего.

Тут можно только поверить в торжество коммунизма. Иначе придётся оглядеться вокруг и это будет равносильно тому, что тебя обольют кислотой изнутри.

В общем, Михайлову удалось снять портрет СССР такой беспощадной достоверности, что эта антиматерия по своей мощности вполне могла бы уничтожить оригинал. По крайней мере есть надежда, что пройдя через этот катарсис, уничтожишь оригинал в себе.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Съёмка на ч/б плёнку - зачем и как я это делаю

Тест фотоаппарата Sony A7III с объективом Sony 85 mm f/1.4