"СЕРОТОНИН" УЭЛЬБЕКА - НЕОБРЕТАЕМОЕ ВРЕМЯ

Кажется, впервые после прочтения книги, прежде, чем писать рецензию, я познакомился с мнением серьёзных критиков, чтобы проверить, насколько хорошо работают мои собственные рецепторы. Ну или нейроны. Оказалось, что серьёзные критики поняли в книге не больше моего, поэтому я снова расслабился и всё-таки постараюсь изложить своё ощущение от романа.

Уэльбек давно уже пишет собственный "Закат Европы". Но если его прошлая книга "Покорность" предлагала некоторую фантасмагорическую модель конца европейской цивилизации и позволяла читателю хоть немного отстраниться от содержания - чувствовать, что сказка пусть и предельно реалистична, но всё-таки может вполне ещё оказаться только вымыслом, то в "Серотонине" руины традиционной Европы - это просто фон и ошеломляющая обыденность. Это не поражающие воображение картины из фильмов-катастроф, это предельно точное и спокойное описание имеющегося положения вещей. И оно становится фоном для истории главного героя.

Я, как всегда, не стану описывать и обсуждать подробности. Это лучше делать с теми, кто книгу уже прочитал. Но здесь драма человека, его космическая ненужность, бессмысленность его существования изложена с прустовской дотошностью. Ты занимаешь какой-то (пусть минимальный) государственный пост - влияешь, как многим кажется, на какие-то реальные аспекты жизни, а на самом деле - просто падаешь вместе с рушащимся домом и стараешься при этом делать вид, что производишь какие-то осмысленные действия.

Потом всё бросаешь, начинаешь лихорадочно искать в своей жизни хоть что-то настоящее, на что можно хоть немного опереть своё крошащееся самоощущение, и понимаешь, что если и было что-то, то это были эпизоды и вспышки, которые не вернёшь.

В конце книги содержится абсолютно беспощадный приговор вершинам европейской культуры, достигнув которых даже мощнейшие её создатели не смогли опереться на собственный роскошный чертог, а скатывались к банальной необходимости присутствия в организме гормона счастья, уровень которого можно хоть как-то поддерживать самыми животными способами, к культуре никакого отношения не имеющими.

Самое ужасное в этой книге то, насколько она про меня...

Оценка: 9 из 10.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

The Dreamer - нова зйомка

Съёмка на ч/б плёнку - зачем и как я это делаю